Таможня должна работать для бизнесаТаможня должна работать для бизнеса

 «Я хотел бы особо отметить, что наша конференция проходит в период кардинальных изменений в сфере логистики, будь то таможенная, транспортная, или какая-либо другая составляющая этой крупной отрасли» - заявил во вступительном слове генеральный директор МТПП Юрий Азаров. «Создано новое таможенное пространство из трех государств, в рамках которого сейчас действует новая нормативно-правовая база. Все это так же ставит вопрос об изменении российской законодательной базы, связанной с вопросами логистики, развитии ее инновационных направлений.

По его словам, сегодня разговор надо вести уже не на теоретическом уровне. Следует говорить о конкретной практике применения нового законодательства, о работе нового таможенного союза, его подразделений, национальных профильных ведомств. 

Особенно серьезные изменения в логистической сфере происходят и будут происходить в Москве. Именно здесь идет активный поиск новых подходов к организации логистики. Об этом рассказал Президент Международного Логистического Клуба, проректор Академии народного хозяйства при Правительстве Олег Проценко. Он также, коснулся темы развития межхозяйственных отношений между разными странами. В частности, между Россией и Германией, где одну из важнейших ролей играет логистика. «Немецкие фирмы постоянно наращивают свои закупки в различных странах мира, в том числе в России и других странах Восточной Европы. Встают вопросы, связанные с более четким и оперативным оформлением тех или иных материальных и финансовых потоков. Они приобретают особое значение в связи с созданием таможенного Союза, тут огромное поле деятельности для всех нас», - считает Проценко. 

Председатель совета Гильдии логистических операторов МТПП Светлана Домина отметила важность объединения всех участников логистической цепи с целью сотрудничества и продвижения на рынок комплексных логистических услуг, регулирующими весь товарооборота. На данный момент в Гильдию входят около 70 компаний. Главным образом это компании малого и среднего бизнеса. Но также есть и крупные компании, такие как «Трансаэро», «Московский Метрополитен»,  «Мострансагентство», «Мострансавто», и прочие. Участники Гильдии присутствуют во многих городах страны. 

Участниками конференции назвали немало острых проблем, существование которых тормозит развитие логистики. Среди них - проблема субъективного отношения должностных лиц к нормам закона, что иногда пускает под откос целые логистические проекты. Иногда бывает затруднительно получить качественную услугу от того или иного чиновника из-за невозможности использовать электронные документы.  Руководителями Таможенного Союза стран ЕврАзЭС было подписано соглашение «О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории таможенного Союза». Об этом подробно рассказал в своем докладе «От единого таможенного пространства  Таможенного союза– к единому информационному пространству. Правовые и организационные аспекты» представитель Комиссии Таможенного союза Юрий Кожанков. Очень интересным было выступление руководителя правового  департамента КТС Натальи Слюсарь. Она рассказала о перспективных механизмах работы правовых и судебных институтов Таможенного Союза, что является особенно актуальным в условиях большой правовой неопределенности, связанной с принятием нового Федерального закона «О таможенном регулировании». Его подробному анализу было посвящено выступление Вильгельмины Шавшиной, заместителя председателя Экспертного Совета по таможенному   регулированию при Комитете по бюджету и налогам ГД РФ.

Еще одна проблема - существование разных критериев на пунктах пропуска через государственные границы стран-участниц таможенного Союза ЕВРАЗЭС. По этому поводу в сентябре состоялось заседание экспертной группы по обустройству границы. На нем рассматривался вопрос о единых требованиях к обустройству пунктов пропуска на границе таможенного Союза. О механизмах логистического управления в пунктах пропуска через государственную границу РФ рассказал председатель Общественного Совета Росграницы Николай Титюхин. Очень интересным было выступление генерального директора Таможенного логистического центра Владимира Ткачева. Рассказав о перспективных технологиях предварительного электронного таможенного оформления, он подробно проанализировал важнейшие практические аспекты таможенной логистики. «Таможня  должна работать для бизнеса, а не бизнес для таможни» - отметил он в своем докладе. Проблемам потери организационного управления логистических систем было посвящено  выступление  Захирджана   Кучкарова, одного из ведущих в стране экспертов в это области, академика РАЕН, генерального директора   Аналитического Центра «Концепт». Организационные проблемы в  развитии отечественной логистики были также проанализированы Борисом Есенькиным, специалистом в области логистики к