ИЛЦ "Аэроград"

Необходимость в основании такой компании как ИЛЦ была продиктована кризисной ситуацией в области гражданской авиации, вызванной объективным состоянием Российской экономики периода "перестройки".

Цель деятельности ИЛЦ в поднятии профессионального и технического уровня предприятий обеспечивающего комплекса, оперирующих в международных аэропортах РФ, посредством распространения пакета специализированных информационных услуг, автоматизирующих процессы обслуживания воздушных судов, с использованием систем оперативного управления (планирования, обеспечения и контроля) и современных средств обеспечения безопасности авиаперевозок.

Продукты и услуги информационного оператора

В рамках активности информационного оператора подготовлены комплексы услуг для предприятий транспортной системы (авиаперевозчиков, аэропортов, агентов, грузовых операторов, таможенных брокеров и др.) и государственных контролирующих органов.

Программа развития подразумевает создание сети операторских центров, оперирующих на территории РФ и обеспечивающих взаимодействие с мировой транспортной системой. При этом рассматриваются три системных уровня:

• Локальный (в рамках одного транспортного узла)

• Региональный (несколько транспортных узлов)

• Федеральный (интегрирующий оператор)

Все информационные услуги ИЛЦ разбиты на четыре группы:

• группа услуг по предварительному информированию администрации пункта пропуска через государственную границу РФ и подразделений государственных органов, обеспечивающих контроль и защиту государственных интересов на территории транспортных узлов

• группа услуг по системе государственных и межгосударственных ограничений на перемещения пассажиров, товаров и транспортных средств

• группа услуг по системному документированию базовых процессов для предприятий обеспечивающего комплекса (аэропортов, авиакомпаний, грузовых операторов, агентов и др.)

• группа услуг специализированных систем непрерывного мониторинга состояния и положения объектов инфраструктуры (система управления рисками).

Арсенал имеющихся решений включает в себя:

a. Средства регистрации, маркирования и идентификации:
• Системы управления пропускным и внутриобъектовым контролем;
• Технология и средства штрихового кодирования и идентификации грузов, средств пакетирования и сопроводительных документов;
• Технология и средства учета рабочего времени (штрих – код; proximity; отпечатки пальцев);
• Технологии и средства учета тягачей, подвижного состава (RFID, JPS навигация).


b. Терминальная логистика:
• Средства автоматизированного документирования процессов складирования на основе принципов RFID;
• Терминальные грузовые системы;
• Терминальные почтовые системы;
• Системы автопарка;

c. Оперативное управление
• Универсальная система управления аэропортом;
• Технологии и средства системы государственных ограничений;
• Технологии и средства системы предварительного информирования;
• Технологии и средства системы управления рисками;

d. Стратегическое управление
• Система поддержки принятия решений;
• Система интеграционных показателей.

Режимы работы информационного оператора

Работа оператора основана на технологии сбора и предварительной обработки информации, поступающей в аэропорт со всех сопрягаемых процессов. Такой подход позволяет организовать процесс от состояния "неизвестный" субъект к состоянию "известный" субъект.

ИЛЦ "Аэроград" в рамках программы обеспечения пункта пропуска через государственную границу РФ и авиационной безопасности поддерживает три режима работы:

• режим активного формирования групп риска по различным категориям объектов и субъектов

• режим обеспечения рубежей контроля базовой информацией для физической идентификации материальных потоков

• режим on-line запроса на транспортное досье по любой группе объектов (субъектов)

Десять лет работы специалистов ИЛЦ по развитию и совершенствованию IT - комплекса в аэропорту "Шереметьево" позволили разработать универсальную структуру для построения системы управления безопасностью, эффективностью и качеством для различных транспортных предприятий и реализовать конкретную систему для ОАО "Шереметьево – Карго".

Особенностью структуры является гибкое сочетание процессного подхода и методов объектного управления, дающее возможность построения более эффективной информационно – технологической среды в интересах управления предприятием.

Разрабатываемые информационные продукты интегрируются в четырехуровневую операционную среду предприятия. Рисунок 4000 , иллюстрирующий структуру системы, представлен на слайде

Нижний уровень системы обслуживает материальные потоки:

• пассажиры

• отправители или получатели груза

• обслуживающий персонал

• партнеры

• автотранспортные средства

• воздушные суда

• багаж

• груз

• почта

• бортовые припасы

• материальные ценности

На этом уровне решаются задачи первичной регистрации (системной генерации) объектов и субъектов, маркирования и последующей идентификации в различных точках (зонах) предприятия.

Нижний уровень выступает в роли генератора событий, связанных с конкретными объектами или субъектами, известными системе. Информация по генерируемым событиям используется, как блоком поддержки принятия решений, так и прикладными программами, сопровождающими бизнес – процессы предприятия.

При комплексировании средств нижнего уровня системы применяются любые аппаратно – программные решения, использующие различные физические принципы и имеющие документированный интерфейс сопряжения:

• штриховые коды различных стандартов

• радио метки различных стандартов

• различные датчики, применяемые для контроля физического состояния объектов (давления, температуры, ускорения, наклона, влажности, движения, пересечения, натяжения, уровня радиации, обрыва, замыкания, задымления и т.д.)

• видео- и радиосистемы

Следующий уровень системы обслуживает бизнес-процессы предприятия. Здесь могут быть использованы классические решения и апробированные наработки. Важным и обязательным элементом является средства синхронизации распределенных баз данных. Здесь будут рассматриваться различные схемы синхронизации в зависимости от требований заказчика, состава и состояния программных продуктов, используемых в проекте.

Вторым важным моментом при создании системы является использование специальных средств генерации системных событий из процессного уровня в интересах их последующей обработки в подсистеме поддержки принятия решений.

Контур оперативного и стратегического управления обслуживается системой поддержки принятия решений, обрабатывающей события, состояния связанные с различными объектами и ситуации, возникающие в процессе динамического взаимодействия объектов между собой. Обработка событий по документированным правилам позволяет сформировать массив текущих состояний объектов и субъектов. При этом система формирует сообщения для различных категорий участников процесса по событиям, состояниям, ситуациям и решениям.

В качестве интерфейсов для конечных пользователей в арсенале предприятия есть апробированные решения с использованием мобильных компьютеров, планшетов. Отдельные приложения имеют двусторонний голосовой интерфейс взаимодействия с системой.

Оперативное управление построено по классической схеме и содержит три базовых компоненты:

• Оперативное планирование и анализ

• Средства обеспечения суточного плана

• Средства оперативного контроля

Стратегическое управление основано на использовании интегрированных показателей, формируемых системой с последующей, после ситуационного анализа, генерацией процессов, позитивно влияющих на конкретные группы показатели. При этом используются средства оперативного управления.

Результаты

Работа информационного оператора по обслуживанию грузового терминала ОАО "Шереметьево – Карго" высокую эффективность применяемых аппаратно – программных решений в части:

• Пресечения попыток провоза товаров, запрещенных к перевозке воздушным транспортом

• Выявления попыток провоза скрытого опасного груза

• Исключения ситуаций неготовности производственных служб предприятия по прибытии в аэропорт грузов специальных категорий

• Исключения попыток несанкционированных перемещений грузов и обслуживающего персонала

• Практическое исключение случаев повреждения и утери груза при его обработке.